СТУДИЯ
ДМИТРИЯ КАШКАНОВА
РАБОТАЕМ С 2000 ГОДА
Создание виртуального тура

Что такое виртуальная реальность

Квест по музею в виртуальной реальности

Виртуальный тур. Что это такое? Как это выглядит? Сколько стоит? Зачем внедрять подобные технологии? На эти и другие вопросы мы дадим ответы в данной статье. Сразу призываем читателей не поддаваться первому порыву, а дочитать текст до конца. Тема такая, что в двух словах не расскажешь. По прочтении у Вас, как мы надеемся, сложится видение того, как можно использовать в практике музея новейшие разработки в области VR. Только давайте условимся. На то время, пока вы читаете, отложите в сторону мысль о том, что ЭТО НАВЕРНОЕ ОЧЕНЬ ДОРОГО. Поверьте, мы начали данную тему не просто так.

"На пальцах" о виртуальной реальности

Сейчас остается все меньше людей, кто не знает, что такое виртуальная реальность. На тот случай, если вы лишь только слышали о ней, но сами никогда не надевали очков VR, предлагаем очень простое упражнение. Прямо сейчас сложите руки "биноклем". Ну, помните, как в детстве мы играли в "морячков". Соедините указательный и большой палец каждой руки, а руки - друг с другом. Теперь посмотрите в импровизированный бинокль, покрутите головой, посмотрите вверх, вниз.

Сделали? Заметили, что ручной "бинокль" не приближает объекты. Это естественно. Зато он, как и настоящий оптический прибор, здорово ограничивает угол зрения. Если "без рук", мы видим картинку с разверткой порядка 180 градусов (включая то, что улавливает боковое зрение), то через "бинокль" угол зрения сужается градусов до ста. 

Смотреть на мир с таким узким углом зрения было бы крайне неудобно, но...

Теперь представьте себе, что поднося к глазам "бинокль", вы видите через него совсем другую картинку. Не свой кабинет, комнату в квартире, или то место, где вы находитесь сейчас, а фрагмент интерьера, скажем, музея А.С.Пушкина в Большом Болдино.

 

Кадр из виртуального тура по музею А.С.Пушкина в Болдино

 

Самое удивительное, что поворачивая голову из стороны в сторону, вы видите соответствующие части интерьера. Если сейчас вы сидите на вращающемся стуле, попробуйте сделать полный оборот вокруг оси. И представьте, что в "бинокле" вы увидите полную панораму интерьера кабинета поэта. Ради такой возможности, думаем, вполне допустимо закрыть глаза на недостаточный угол обзора.

Это и есть та самая виртуальная реальность, о которой сейчас так активно говорят. Если надеть на голову очки VR, то, фактически находясь в привычной домашней обстановке, вы ощущаете себя, присутствующим совсем в другом месте, возможно, за тысячи километров от реального местоположения.

Наибольшее воздействие на зрителя производит именно высококачественная картинка, сферическая панорама, которая исправно поворачивается при поворотах вашей головы. Реалистичность присутствия в виртуальном пространстве огромна. Надев очки, некоторые люди начинают шагать в направлении интересующего предмета, а на вопрос, например, "где находится рабочий стол поэта", исправно поворачивают голову в нужном направлении и вытягивают вперед руку с указательным пальцем.

Если к визуальному ряду добавить подходящую звуковую дорожку: пение птиц, звук маятника напольных часов, музыку или голос за кадром, то погружение в виртуальный мир становится еще глубже.

 

Но для этого нужны очки VR! У нас их нет!

После данного объяснения у директора музея возникает вполне справедливое возражение: "Так у нас же нет таких очков! Нам это не подходит".

Здесь было бы самое время сказать, что очки в принципе, не так уж обязательны. Тот же самый продукт можно просматривать на экране обычного компьютера. Эффект, конечно, будет уже не совсем тот, но у зрителя все равно имеется возможность "покрутить" панорамы интерьеров перед глазами, перейти из помещения в помещение и составить представление о том, насколько интересна музейная экспозиция. 

Но давайте вернемся к очкам. В сознании обычного человека, который "не в теме", четко засела установка, что очки VR - это безумно дорого и "нам точно не по-карману". Когда директор узнает, что самые простейшие очки стоят от тысячи до трех (в рублях), он просто не верит. 

А между тем, именно так и обстоят дела. Достаточно иметь подходящий смартфон, открыть на нем виртуальный тур из интернет, вставить смартфон в очки стоимостью 1-3 тыс. руб. вот она - виртуальная реальность в действии. Само собой, на рынке есть и более дорогие устройства с собственными экранами и более широким углом обзора. Те действительно стоят дорого. Но начать можно, имея совсем скромный бюджет. 

Попробуйте открыть сайт магазинов Эльдорадо или М-Видео. Задайте в поиске "очки виртуальной реальности". Думаю, цены вас приятно удивят.

 

Как можно поставить виртуальную реальность на службу музею

Не будем углубляться в детали. Просто озвучим несколько идей.

1. Это хорошее дополнение к программе "доступная среда". У вас в учреждении есть пандусы для колясок? А подписи к экспонатам "для слепых"? А что если предложить маломобильным гражданам не подниматься на второй этаж, это не всегда возможно, а просто надеть очки VR и посмотреть всю экспозицию? Или, скажем, не каждый в состоянии подняться на колокольню, преодолев порядка 300 ступеней. А в очках VR можно посмотреть на виды, которые открываются с высоты.

2. Довольные посетители музея смогут повторно "прогуляться" по его экспозиции и показать ее своим друзьям. Одно дело рассказывать о впечатлениях на пальцах или показывать фото на смартфоне. Совсем другое дело "пустить" своего знакомого "побродить" по виртуальному музею. Мало того, что такой продукт поднимает престиж учреждения. Он может сподвигнуть друзей посетителей тоже съездить в ваш музей.

3. Те, кто только собирается посетить ваше учреждение, сможет заранее посмотреть виртуальный тур и решить, действительно ли им интересна ваша экспозиция. Иногда бывает так, что лучше бы некоторые посетители совсем не приходили, чем потом выслушивать их претензии и находить негативные отзывы в интернет.

4. Со временем музейная экспозиция меняется. Иногда музей переезжает в новое здание. Сохранить для истории простые фотографии было бы очень правильно. А что если сохранить на память целый виртуальный тур? 

5. Лояльное отношение посетителей к музею складывается из многих мелких деталей. Помимо профессионализма экскурсоводов и наполненности экспозиции роль играет и хорошо оформленный сайт с подробной информацией, и обширная красивая фотогалерея, и наличие виртуального тура, который позволяет посетителю подготовиться к визиту. Сейчас мало кто готов покупать кота в мешке. Многие ищут информацию в интернете. Так почему бы не представить там свою организацию как можно лучше?

6. Директор музея, который знает и использует в работе современные информационные технологии, оценивается руководством гораздо выше того, кто "не успевает" или "не в курсе".

7. Музей может располагаться в закрытом городе, для посещения которого нужно оформлять пропуск. Такие продукты у нас тоже были. Вот пара примеров: Железногорск (Красноярский край - очень рекомендуем посмотреть, в числе экспонатов есть пульт управления ядерным реактором), Вилючинск (Камчатка - много необычных экспонатов, например, питьевая вода в консервной банке для подводников).

8. Во время публичных мероприятий, на форумах, конференциях и т.п. у директора есть возможность показать свою экспозицию в VR с ноутбука или планшета.

Думаем, при желании вы сами легко добавите в этот список свои специфические пункты. 

 

Как выглядит конечный продукт виртуальной реальности?

Что вы получаете после того, как работа будет окончена. Наши коллеги поступают по-разному.

Кто-то размещает готовый виртуальный тур в интернет на своем сервере. Вам как заказчику дается ссылка на продукт. Ссылку можно поместить на сайт и привязать ее к пункту меню. Так на вашем сайте появляется пункт "виртуальный тур". При его активизации посетитель сайта имеет возможность "побродить" по вашему учреждению в режиме виртуальной реальности. Вы же платите разработчику небольшую абонентскую плату каждый месяц.

Мы действуем иначе. После окончания работ вы получаете готовый продукт в свое полное распоряжение. Его надо загрузить на сайт (точно так же, как загружаются остальные файлы, например, PDF или презентации). Далее вы привязываете к загруженному продукту пункт меню сайта и используете виртуальный тур неопределенно долго. Никакой абонентской платы не требуется.

Возможно, загрузка виртуального тура на сайт покажется сложной процедурой, но с ней запросто справляется любой грамотный администратор сайта. В особых случаях мы сами выполняем установку продукта на ваш сайт.

 

Читать далее: Что такое Квест в виртуальной реальности